Этапы жизни ребенка: от доверия до активности

Добавлено: 22 апреля 2013

Этапы жизни ребенка: от доверия до активностиУчеными в 19 веке было доказано, что 30% в характере человека составляет наследственность и 70% -  обстановка в семье, социальная среда, реакция близких людей на наши поступки. В результате можно сделать вывод, что характер своего чада мы формируем сами, в основном, неосознанно.

Рассмотрим периодизацию детского развития, автором которой является известный ученый и психолог Эрик Эриксон.  Она интересна тем, что в ней дается описание не только отдельных периодов жизни малыша, но и возможные ошибки в его воспитании, влияющие на развитие личности в целом.

Так, первым периодом детского развития психолог называет периодом доверия (недоверия) к окружающему миру, который длится от рождения до двух лет.

В этот период у новорожденного еще нет никакого представления ни о мире, ни о себе, но зато у него есть определенный ряд потребностей, не удовлетворяя которые он не сможет выжить: еда, присутствие мамы, тепло, общение. Если все это ребенок получает сразу, по первому требованию, то у него складывается ощущение, что мир – это хорошее место, которому можно доверять.  А это чувство является наиважнейшим, или, другими словами, базовым, без которого невозможно дальнейшее развитие личности.

Для малыша в этот период большую роль играет мама, если он чувствует, что она  накормит его, будет всегда рядом и не оставит одного, то это чувство доверия, подрастая, он перенесет на остальных людей и окружающий мир. Таким образом закладываются основы как самооценки человека, так и отношения к окружающим.  И, наоборот, если карапуз не чувствует такой заботы и опеки, то начинает возникать физический и эмоциональный дискомфорт. В результате к миру он настраивается враждебно, с недоверием. Вот почему так важно, чтоб из первого периода жизни ребенок вынес доверительное отношение к миру.

Вторым периодом является период автономии, который продолжается от двух до четырех лет.

Это период, когда малыш становится самостоятельным, осваивает новые умения, навыки. Существует мнение, что именно в этом возрасте у ребенка проявляется первое чувство стыда. В два года ребенок уже начинает осваивать горшок, а это начальный опыт владения собой. Ругая карапуза в таком возрасте за испачканные штаны, испачканное личико или за разбитую чашку, родители тем самым подрывают уверенность малыша в том, что он может сделать что-то сам. Чувство стыда и ощущения собственной неумелости ложиться в основу личности и сказывается на дальнейшем ее формировании.  Ведь за этот не очень легкий период малыш должен научиться контролировать и проявлять свои поступки и чувства, а вы должны ему в этом помочь.

Третий период – период инициативы, который продолжается от четырех до шести лет.

Является самым важным периодом в самоутверждении личности. Игры для ребенка в этом возрасте являются не просто играми, а школой взрослой жизни,  сотворением своего мира, со своими правилами и законами. Малыш нуждается в одобрении и поддержки со стороны взрослых. Благодаря такой поддержке он может достигать поставленные перед собой цели. А если ребенок получает только критику и замечания своей деятельности, то активность сменяется пассивностью. В будущем дети, которые в пятилетнем возрасте не получали поддержку в начинаниях, во взрослой жизни опускают руки перед любой трудностью.  Важное приобретение этого периода  – уверенность непосредственно в своих силах, а также умение добиваться поставленной цели.

Четвертый период – период активности, который длиться от шести до одиннадцати лет.

В этом возрасте ваше чадо начинает ходить в школу и пытается сознательно работать «на результаты», оценивать себя и итог своих трудов. В том случае, если оценка положительная, то он получает удовлетворение от удачно завершенного дела. В данный период ребенку важна поддержка взрослых, и это поддержка не только от своих родителей и родных, но и от школьных учителей, а также других взрослых. Главная ошибка многих мам и пап заключается в том, что они пытаются максимально загрузить своего ребенка различными факультативами, секциями и кружками, забывая, что при такой нагрузке, никто не может быть успешен сразу во всех сферах. В результате чего, происходит потеря удовлетворения от успешно законченного дела. А вместо чувства успешности и радости, возникают чувства полной неспособности и неполноценности, особенно при сравнении с кем-то, наиболее успешным, отсюда и все комплексы. Следовательно, в этот период очень важно правильно рассчитать нагрузку ребенка: чтобы ребенок мог почувствовать себя самодостаточным, но в то же время не страдал от каких-то неудач. Главное приобретение для ребенка в этом возрасте – умение доводить дело до конца и получать удовлетворение от хорошо сделанной работы.

Если «искажения» уже начались на первом либо втором этапе периодизации Э. Эриксона, то и последующие этапы будет проходить не столь «классически», как описано выше. Но определив их, вы хотя бы получаете шанс, пока еще не совсем поздно, все исправить.

 

Опубликовано в рубрике: Ваш малыш, Воспитание, Уход за ребенком